четверг, 7 июня 2012 г.

Бизнес-образование в разных регионах мира


Американские бизнес-школы

Классическое американское бизнес-образование – это программа full-time, рассчитанная на два года. Пожалуй, это наиболее дорогой вариант, однако широко распространена точка зрения, что только такой курс может называться настоящим MBA. Кроме того, двухлетнее обучение на американских программах предусматривает летнюю стажировку, что помогает приобрести опыт профессиональной деятельности и найти постоянную работу в дальнейшем. Бизнес-школы довольно активно помогают студентам в организации стажировок и в целом в процессе поиска работы, но стоит сразу оговориться – все это ориентировано именно на работу в США, из иностранных компаний на кампусах можно найти лишь крупные транснациональные корпорации.
Американские университеты в построении своих обучающих программ имеют довольно сильный академический уклон, а также почти половину учебного времени занимает case study – метод обучения с использованием кейсов. Он тоже появился на свет в США, в бизнес-школе Harvard University.
Студенты в американских школах моложе, чем в европейских, да и размер потока обычно довольно большой (в Harvard, к примеру, ежегодно поступают 800 человек). Многие выпускники и представители бизнес-школ, несмотря на значительное число учащихся, отмечают, что студенты необычайно лояльны по отношению к школе, а студенческие сообщества отличаются сплоченностью. Студенческие сообщества во многом поддерживаются самой школой и рассматриваются ей как один из наиболее важных активов учебного заведения.
Такая забота о бывших студентах крайне важна для бизнес-школ – ведь большая часть их бюджета складывается из пожертвований выпускников. Именно поэтому многие американские школы богаче европейских. Примерно 25–50% дохода университетов США складывается из частных пожертвований выпускников (в Европе доля пожертвований не превышает 10%).
В последнее время американские школы испытывают некоторое уменьшение интереса со стороны абитуриентов – в основном из других стран. Связано это как с растущей привлекательностью европейского бизнес-образования, так и со сложностями в получении студенческой визы в США. В стремлении справиться с уменьшением популярности программ некоторые школы сократили количество мест.

Европейские бизнес-школы

Одно из неоспоримых преимуществ европейских бизнес-школ – гибкие образовательные программы. Обучение в большинстве из них длится год. Хоть оно и более насыщенно, чем двухгодичное, но, несомненно, намного привлекательнее для тех, кто не хочет терять два года карьеры.
Процедура поступления в европейские школы также более гибкая, в то время как основная масса американских школ жестко ограничивают сроки подачи заявлений. Документы подаются не позднее начала весны, а иногда и января текущего года. Большинство европейских бизнес-школ, включая самые престижные, используют систему «непрерывных сроков» приема (rolling deadline). Приемные комиссии готовы рассматривать заявки студентов вплоть до середины лета.
Кроме того, обучение в Европе примерно в два раза дешевле американского. Общие затраты в европейских школах обычно не превышают $60 тыс. (за исключением программ Executive MBA). Это меньше расходов слушателей многих американских
школ за год.
Но, пожалуй, главное, на что сегодня обращают внимание потенциальные студенты бизнес-школ со всего мира, – это разнообразный состав слушателей, а также широкие возможности для знакомства с культурой разных стран мира. Этим не могут похвастаться американские программы MBA, в отличие от ведущих европейских бизнес-школ, таких как, например, INSEAD, IMD, London Business School, IESE и др. Примерно половина студентов европейских школ – иностранцы.
Европейские бизнес-школы очень четко уловили эту тенденцию и стараются усиливать международную направленность своих программ. В своих отчетах они даже отмечают увеличение интереса к ним со стороны жителей США.
В последнее время между европейскими школами обострилась конкуренция, что заставило их проявлять максимальную гибкость в построении учебных программ. Они открывают, к примеру, кампусы в азиатских и восточноевропейских странах и заключают партнерские соглашения с американскими бизнес-школами.
Европейский союз продолжает расширяться, его влияние на континенте растет, а школы, где на одном курсе учатся представители 50 и более национальностей, становятся все более популярными среди работодателей.
Тон европейскому бизнес-образованию задает Великобритания. В последнем рейтинге Financial Times британские школы упоминаются пятнадцать раз из ста, а London Business School в течение уже многих лет входит в пятерку лучших школ мира.
Школами с мировым именем может похвастаться не только Великобритания, но и другие страны Европы. Традиционно высокие места в рейтингах занимают французская INSEAD и швейцарская IMD. У них много общего: они ориентированы на обучение работе на международном рынке («мобильный менеджер»), обе находятся в очень живописных местах (INSEAD – возле известного леса Фонтенбло, а IMD – на берегу швейцарского озера Леман). В обеих школах ценят студентов с солидным опытом работы (от 5 до 9 лет), обучение стоит недешево: более 55 тыс. EURO – в INSEAD и 70 тыс. EURO – в IMD. Но есть и существенные различия. Если INSEAD – крупная бизнес-школа, набирающая по 900 студентов ежегодно, то IMD – на порядок меньше: это «камерное» учебное заведение набирает лишь 90 студентов.
Хорошие школы есть также в Испании, Бельгии, Нидерландах и ряде других стран.
А вот в Германии с бизнес-образованием дело обстоит куда хуже, чем следовало ожидать. В рейтинге пятидесяти лучших европейских программ МВА, опубликованном газетой The Financial Times осенью 2007 года, Германия представлена лишь одной совместной программой – University of Bradford/TiasNimbas. Обучение на программах МВА долгое время не являлось частью традиционной модели образования в Германии, хотя сегодня компании начинают признавать, что знания и навыки профессионального управления могли бы оказаться полезными для них.

Бизнес-школы в Азии

В 2004 году впервые за все время существования международных рейтингов программ MBA 15 школ из Азиатско-Тихоокеанского региона оказались в рейтинге ста лучших программ, потеснив западные учебные заведения. Так, китайская бизнес-школа CEIBS, согласно рейтингу Financial Times Global MBA Ranking 2007, занимает 11-е место (поднявшись с 2006 года на 10 позиций).
Азия нынче испытывает бум популярности бизнес-образования (особенно программ Executive MBA). Например, в Тайване, где численность населения составляет 23 млн человек, действуют около 40 бизнес-школ! Среди них как совместные с европейскими и американскими образовательными учреждениями программы, так и собственно национальные бизнес-школы Тайваня, Сингапура, Южной Кореи, Китая, Индии, Филиппин и Японии.
Рост популярности бизнес-обучения в Азии объясняется двумя тенденциями рынка. Во-первых, местные и иностранные работодатели требуют от топ-менеджеров большего профессионализма и направляют их на программы MBA. Причем если раньше выбор делался между американскими и европейскими школами, то теперь востребованными оказались и местные учебные заведения. Считается, что их неоспоримое преимущество – способность дать слушателям знания по экономике развивающихся рынков. Во-вторых, географические границы бизнес-образования становятся все менее очевидными, а содержание обучения все чаще касается широкого ряда международных проблем. По этой причине многие американские школы открывают филиалы в Западной или Восточной Европе и Азии. Такие программы пользуются заметным интересом со стороны абитуриентов.
Одна из самых главных проблем – это языковой барьер и квалификация преподавателей. Пока далеко не все школы могут предложить обучение на английском языке, а преподаватели знакомы в основном только с местным рынком. Значительно выше языковой уровень профессуры в австралийских, индийских, филиппинских, таиландских и сингапурских бизнес-школах. До недавнего времени основным препятствием для иностранных студентов было отсутствие обучения на английском языке на японских программах МВА. Сегодня же в этой стране есть девять университетов, в которых преподавание ведется на английском языке. Содержание японских программ МВА во многом повторяет содержание традиционных американских, но акцент делается на вычислительном анализе, статистике, финансах, бухгалтерском учете, маркетинге, лидерстве, организационном поведении, а также стратегическом управлении.
Еще одно преимущество азиатских учебных программ – это, конечно, невысокая цена по сравнению с американскими. Средняя стоимость года обучения здесь составляет примерно $25 тыс.
Сегодня бизнес-образованием в Азии активно интересуются и россияне. Согласно опросу, проведенному компанией Begin Group, 10% потенциальных российских студентов западных MBA рассматривают программу МВА в азиатском регионе как один из вариантов обучения.
Бизнес-школы Австралии также нацелены скорее на развивающиеся рынки и в большинстве случаев имеют прочные связи с ведущими азиатскими университетами.
В некоторых деталях австралийские бизнес-школы имеют некоторое преимущество перед европейскими и американскими. Во-первых, обучение и жизнь в Австралии примерно в два раза дешевле. Во-вторых, далеко не все австралийские университеты требуют сдачи экзамена GMAT. Правда, в отличие от большинства американских университетов, австралийские не имеют ни собственного кампуса, ни жилья. Его придется искать самому. Нелишне будет обратиться в службу housing office в самом учебном заведении. Ее представители хорошо знают ситуацию на рынке недвижимости, ведут базу данных по сдаваемым квартирам, плюс могут посоветовать «дружественного» агента по недвижимости.
Ряд бизнес-школ Австралии тесно сотрудничает с ведущими школами мира. Например, AGSM – с Wharton, Kellogg, UCLA и LBS, а бизнес-школа Melbourne University – с такими гигантами, как Columbia и Cornell.

Комментариев нет:

Отправить комментарий