среда, 6 июня 2012 г.

Виды программ МВА


Программа full - time MBA является классической формой бизнес - образования. Для нее характерно сбалансированное сочетание лекционных курсов и практической работы. Главная роль здесь отводится управленческим тренингам и обучению с использованием кейсов (case-study). Во многих школах именно бизнес-игры, имитирующие реальные процессы на рынке, являются одним из самых важных элементов обучения. На них отводится максимальное количество часов в семестре.
На программах full-time, как правило, учатся люди, средний возраст которых составляет 26–29 лет, а опыт работы – 4–5 лет. Структура программы включает в себя блок основных предметов и раздел факультативных курсов, которые студент обычно выбирает по собственному желанию.
Существует мнение, что только такая форма обучения позволяет получить полноценное бизнес-образование, поэтому некоторые школы предлагают исключительно программу full-time MBA, длящуюся два года. Полутора- или двухгодичные программы наиболее популярны в США. В первый год обучения студенты в основном углубляют свои теоретические знания. Второй год дает возможность приобрести навыки практической работы.
Однако не стоит забывать, что у программ full-time есть существенный недостаток – студент вынужден все свое время посвящать учебе и не работать.
В 2007 году продолжилась тенденция, наметившаяся еще в 2005 году: объем заявок на программы full-time MBA увеличивался. В то же время многие школы стали принимать на учебу абитуриентов с большим опытом работы и лучшими академическими показателями. Отчасти сложности с привлечением студентов на двухгодичные программы МВА в США некоторое время назад были связаны с ужесточением визовой политики. Большинство участников террористических атак 11 сентября находились в стране именно по студенческим визам, что не могло не сделать отношение представителей миграционных служб к тем, кто собирается учиться в стране, более настороженным. Сейчас ситуация становится более спокойной: согласно отчету GMAC, на 36% программ full-time MBA отмечается увеличение числа заявок от иностранных студентов.
Некоторые университеты (например Harvard) идут по пути сокращения двухгодичных программ full-time до 14 или 16 месяцев или даже до одного года, делая обучение более интенсивным. Конечно, это выгоднее для студентов в финансовом плане.
Большинство европейских программ МВА являются годовыми.
Важно помнить, что многие образовательные займы, гранты и стипендии предназначены только для тех, кто обучается по форме full-time MBA. Это же в большинстве случаев касается жилья, предоставляемого школой, и медицинской страховки. К тому же двухлетние программы дают уникальную и очень полезную возможность пройти летнюю стажировку. Это особенно актуально в том случае, когда студенты после получения степени МВА планируют поменять вид деятельности. Стажировка помогает получить опыт реальной работы, а также дополнительные деньги на второй год обучения. Еще нельзя забывать и о том, что важнейшей частью обучения в бизнес-школе являются знакомства и связи – и именно формат full-time больше других способствует их формированию.
Тем не менее, надо помнить, что двухлетние программы стоят дороже. Они хорошо подходят для тех, кто собирается существенно увеличить свой доход по окончании бизнес-школы и готов на протяжении нескольких лет выплачивать долг за учебу.

Part-time MBA


По сравнению с классической full-time-программой part-time МВА не заставляет человека менять образ жизни. Учеба по вечерам позволяет сохранить работу и как следствие не терять в деньгах. Такие программы больше подходят для семейных людей, не желающих надолго покидать дом и стремящихся сохранить привычный уклад. Тем не менее программы part-time не являются упрощенными и так же эффективны, как и full-time. Это говорит о более высокой по сравнению с full-time интенсивности программы и больших нагрузках.
О качестве обучения в формате part-time свидетельствует тот факт, что занятия проводят профессора, которые преподают и для слушателей дневной формы обучения. Также студент имеет возможность перевестись с программы part-time на программу full-time, то есть успехи учащихся full-time и part-time оцениваются по одному и тому же принципу и с одинаковой строгостью.
Сегодня во многих бизнес-школах мира наблюдается увеличение числа заявок на программы part-time. По данным отчета GMAC Application Trends Survey 2007, количество студентов, подающих заявки на формат part-time, увеличилось на 41% в США и на 79% – в других странах мира. Это объясняется тем, что многие абитуриенты не хотят оставлять работу на время учебы. По данным исследования Association of MBAs (AMBA), сегодня примерно каждый шестой кандидат выбирает программу part-time.
Одним из основных негативных моментов программ part-time MBA всегда считалось то, что ее слушатели не имеют тех же преимуществ при поиске работы на кампусе, как их сокурсники на программах формата full-time. Но в последнее время ситуация меняется: службы по развитию карьеры в бизнес-школах начинают помогать в трудоустройстве слушателям программ всех форм обучения.
Слушателям программ МВА формата part-time раньше оставалось лишь наблюдать со стороны за тем, как участники программ full-time принимали участие в различных мероприятиях, постоянно общались со своими сокурсниками, профессорами и выпускниками прошлых лет, а также пользовались услугами службы развития карьеры. Сегодня во многих школах работают сотрудники, в чьи обязанности входит помощь «вечерникам» в решении вопросов трудоустройства, написании резюме, налаживании деловых связей и подготовке к собеседованию с работодателями. Некоторые из крупнейших школ, в том числе Anderson School в UCLA и Chicago GSB, уже позволили слушателям программ part-time встречаться с работодателями, проводящими подбор персонала на кампусе, что в течение долгого времени было заветным желанием многих из них.

Distance MBA

Дистанционные программы – многообещающее направление в бизнес-образовании. В последние годы оно приобретает все большую популярность среди студентов всего мира – только за 2007-2008 учебный год число заявок на курсы такого типа увеличилось на 43%.
При дистанционной форме обучения студенты поддерживают связь с преподавателями при помощи электронной почты и Интернета. Получение степени МВА в рамках дистанционной программы занимает три-четыре года и может быть совмещено с работой.
Дистанционное обучение требует от студентов высокой мотивации, дисциплины и способности к самостоятельной работе. Кроме того, программа учитывает индивидуальные особенности слушателей, в соответствии с которыми можно организовывать учебный процесс.
Дистанционные программы отличаются высокой гибкостью. Даже путешествуя по миру, можно получать образование в полном объеме при помощи современных технологий. Электронные средства общения, с одной стороны, позволяют слушателю в удобное для него время предлагать собственные идеи. Но с другой стороны, они требуют определенной смелости при формулировании мыслей и вынесении суждений.
Очень важно преодолеть психологический барьер и выступить со своими взглядами в виртуальном пространстве, а не с глазу на глаз с преподавателем. Дистанционное обучение предоставляет в распоряжение студентов чаты, форумы, видеоконференции и web-сайты, где можно получить необходимую информацию в нужное время. Виртуальные классы проходят таким образом, что студенты в реальном времени общаются с профессорами и друг с другом.
Преподаватель готовит свой курс, используя соответствующее программное обеспечение, а учащиеся работают с материалами и видеозаписями лекций в индивидуальном автономном режиме. Как и любой традиционный курс МВА, обучение в дистанционной форме включает в себя лекции, тесты, практические задания и обеспечивается необходимой технической поддержкой. Взаимодействие осуществляется через так называемую домашнюю страничку (course home page). Отсутствие ежедневного личного контакта с преподавателем и другими слушателями заменяется активным общением по телефону и участием в интернет-конференциях. Управленческие навыки развиваются благодаря большому числу заданий по принятию решений.
Эта форма обучения имеет свои ограничения и недостатки. Интернет-технологии не всемогущи и не всегда доступны. Более интенсивные формы full-time и part-time дают студентам ряд преимуществ, которые невозможно получить на расстоянии. В максимальной степени это относится к потребности в общении, которую нельзя в полной мере реализовать, пользуясь лишь техническими средствами коммуникации. Одним из важнейших результатов программы МВА является приобретение связей и деловых контактов (network), наличие которых не теряет ценности на протяжении всей жизни. Именно этого результата трудно достичь при дистанционном обучении. Тем не менее для многих заочное обучение оказывается максимально удобным способом получения бизнес-образования. Сегодня высокоскоростной доступ в Интернет позволяет хотя бы отчасти компенсировать отсутствие визуального контакта форумами и чатами в режиме онлайн.
На сегодняшний день лучшими онлайн-программами считаются те, которые предполагают краткие периоды очного обучения. Правда, в этом случае в стоимость обучения необходимо добавить и дорожные расходы, так как студентам придется проводить на кампусе до трех уикендов в год.
Диапазон цен на онлайновые программы МВА весьма широк: от $5–10 тыс. за неаккредитованную программу до примерно $50 тыс. за программу в Kelley School of Business. Но какую бы онлайн-программу вы ни выбрали, вы получаете возможность освоить новейшие технологии обучения, доступные только в современном мире, где реальное и виртуальное сближаются с невероятной скоростью.
Значимость нового вектора развития делового образования признана аккредитующими организациями. Так, AMBA за последние несколько лет аккредитовала ряд программ дистанционной формы обучения.

Executive MBA

В последние несколько лет альтернативой классическим программам full-time и part-time стала Executive MBA (EMBA) – программа обучения топ-менеджеров, имеющих серьезный опыт управления. Если вы занимаете высокий пост и не можете оставить бизнес на год-два, то EMBA – это возможность получить качественное бизнес-образование, продолжая работать. Практически все программы этого формата построены так, чтобы давать слушателям возможность совмещать учебу с профессиональной деятельностью. Так же как и на программах full-time MBA, на Executive MBA изучаются основные вопросы управления – учет, финансы, маркетинг и стратегия. Преимуществом Executive MBA является больший опыт работы их участников по сравнению со слушателями традиционных программ MBA.
Принципиальным различием между программами full-time MBA и Executive МВА является то, что программы MBA сфокусированы на дальнейшем развитии карьеры студентов, а программы EMBA – на улучшении показателей текущей деятельности».
Обычно студентам программ EMBA 35–37 лет, а опыт их практической деятельности составляет 6–10 лет (средний управленческий стаж, по данным The EMBA Council, – 8,2 года).
Согласно данным последнего отчета совета GMAC, в 40% бизнес-школ количество заявок на программы ЕМВА за последний год увеличилось. Главным фактором, привлекающим современных менеджеров на программы ЕМВА, считается формат обучения, позволяющий получать образование без отрыва от работы. Опыт, получаемый слушателями в учебной аудитории, в основном связан с практической деятельностью. Раньше многие относились к программе ЕМВА как к «облегченной» версии МВА, но теперь все признали ценность этого формата.
Бизнес-школы приветствуют интерес компаний к своим программам и нередко предлагают специальные условия для корпоративных заказчиков. К примеру, большая часть программ Executive MBA оплачиваются из бюджета компаний.
Самыми быстрыми темпами рынок ЕМВА развивается, несомненно, в Азии. В последние два года несколько новых программ открылись в Китае, Южной Корее и на Тайване.
Структура программы EMBA обычно модульная. Очная сессия обучения – так называемый модуль – может длиться несколько дней в неделю; неделю в месяц, в два месяца и т.п. Продолжительность программ, по данным The EMBA Council, за последние несколько лет сохранялась постоянной. В 2003 году она составляла в среднем 20,3 месяца, а в 2007-м этот показатель увеличился до 20,4 месяцев. При этом средняя стоимость программы увеличилась с $54295 в 2005 году до $57954 в 2007-м.
В перерывах между модулями студенты занимаются самостоятельно, поддерживая связь с преподавателями и сокурсниками через Интернет. Ряд программ EMBA предусматривает проведение очных сессий в разных странах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий