пятница, 31 августа 2012 г.

Университеты и школы бизнеса ищут выпускников


С июля в тестовом режиме работает Skolkovo Link - закрытая социальная сеть студентов и выпускников. Ее придумали Алексей Воронин и Дмитрий Казачков, которые сейчас оканчивают программу Executive MBA в «Сколково». «После окончания программ EMBA или MBA более 70% студентов школы меняют работу или запускают собственные проекты, но, по большей части, реализуются или нет эти проекты, зависит от того, встретит ли инициатор идеи спонсора или единомышленника, - объясняет Воронин "Ведомостям", как появилась идея сети. - Мы решили сделать случайность закономерностью. Skolkovo Link будет не просто единой базой профилей студентов и выпускников, представителей сколковского и околосколковского сообщества. Мы хотим структурировать их знания, опыт и идеи, возможности и потребности и дать шанс людям, которым сложно встретиться в реальном мире, найти друг друга для реализации разных проектов».
С конца месяца приложение Skolkovo Link для iPhone станет доступно для студентов и выпускников бизнес-школы, а сервис проекта будет включать их биографии (с указанием заинтересованности в поиске работы, менторстве или вложении денег в проект), геолокацию, поиск по курсам и годам выпуска, фотовидеоархивы и раздел «События» (лента новостей). К сентябрю, по планам Воронина, к сети подключат партнеров-учредителей, профессоров и партнеров школы («Роснано», Сколтех, МФТИ), а к функционалу добавится основной раздел - «Бизнес», где можно публиковать информацию о проектах для обмена идеями и ресурсами.
На последнем этапе социальная сеть будет интегрирована с порталом «Сколково» и часть контента станет доступна всем желающим. Расходы на проект - 12 млн руб. в первый год - несут Воронин и Казачков, но это их не смущает. Они уже к осени рассчитывают на 3000 пользователей и намерены через некоторое время продать сеть, что будет не трудно, уверены они. «К нам уже поступают предложения по соинвестированию - как от студентов "Сколково", так и от компаний», - говорит Воронин.
Новый инструмент
Проект студентов «Сколково» - шестой за последний год запуск закрытого сетевого сообщества для поддержания связей с выпускниками и партнерами вузов. С весны 2011 г. свои сети запустили МГИМО, РАНХиГС, РУДН и два факультета МГУ имени Ломоносова.
В социальной сети MGIMO Club, созданной Ассоциацией выпускников и компанией EMCG весной 2011 г. на базе платформы Bump, зарегистрировалось уже 12 417 пользователей, в основном выпускники. Всего МГИМО окончили более 45 000 человек, из которых постоянными членами ассоциации (ежегодный взнос - 1000 руб.) стали около 6000 человек. Социальная сеть позволила найти и установить связь со многими выпускниками, говорит заместитель директора Ассоциации выпускников МГИМО Виталий Шеменев.
Основная проблема российских вузов в том, что, даже если у них есть ассоциация выпускников, далеко не у всех есть их полная база, и социальные сети - один из наиболее эффективных на сегодняшний день механизмов установления и поддержания такого контакта с выпускником , продолжает начальник управления по работе с выпускниками РУДН Владимир Четий. «Многие наши выпускники сделали прекрасную карьеру, и не поддерживать с ними связь, не использовать их успех для репутации университета глупо», - считает он.
У РУДН более 60 000 выпускников, однако контакты (адрес, телефон или e-mail) установлены только с 19 720 из них. Большинство были найдены за последние полгода, когда началась работа по их поиску, в том числе в социальных сетях. «Необходимо объединять сверхмалые группы выпускников в различных социальных сетях в более крупные», - советует Четий. Сейчас в «Вконтакте» 72 сообщества РУДН, в главной группе - 15 000 участников. Созданы и развиваются еще две группы - на 5700 и 3800 человек - в Facebook, но здесь много и маленьких локальных групп, продолжает Четий. С 1 мая РУДН запустил еще и закрытую социальную сеть rudn-club.ru, также на базе Bump, но у нее пока немного пользователей. «Мы не собираемся замыкаться только на закрытой социальной сети, мы стараемся быть везде, на одной интернет-площадке собрать всех связанных с РУДН людей невозможно», - уверен Четий.
Нужно работать
Свои сообщества в популярных социальных сетях создают многие университеты и школы бизнеса. В сообществе «Мирбиса» в «Вконтакте» 933 участника, у РЭШ - 700 человек в Facebook и 500 - в LinkedIn. С помощью таких сообществ организуются встречи и открытые лекции для выпускников, рассказывает представитель школы Fuqua Duke University в СНГ Дарья Зарубина.
По эффективности организации общения школьного сообщества лидируют тренинги и семинары - на них можно и поучиться, и пообщаться, а интернет-площадка пока не очень активно себя проявляет, говорит директор по маркетингу ВШМБ РАНХиГС Марина Латыпова (у ее профиля в Facebook - 59 «лайков»). Школа считает Интернет перспективным инструментом, но, чтобы он начал работать, нужно вкладывать время, силы, средства, резюмирует Латыпова.
«За закрытыми социальными сетями будущее, - уверен Четий, - в свое время Facebook начинал с этого. Самое сложное - сделать качественный интересный ресурс ради удовольствия и общения, загонять выпускников и студентов в сообщество бесполезно».
До своей социальной сети нужно дорасти, полагает Шеменев. МГИМО несколько лет потратил на создание базы выпускников, технологии общения в рамках ассоциации, Центра карьеры и фонда развития (эндаумент).
Но делать из сети коммерческий продукт ни МГИМО, ни РУДН, ни РАНХиГС не планируют - они сделаны для общения и пользователи уверены, что их персональные данные не попадут к спамерам или в посторонние организации, говорят представители вузов.

среда, 29 августа 2012 г.

MBA дистанционно


Преимущества корректно организованного дистанционного обучения:
  1. Доступность. Дистанционное (при помощи компьютера, подключенного к Интернету) обучение рассчитано на людей, которые не могут воспользоваться очными формами обучения (люди с напряженным графиком работы, недостатком средств или живущие вдали от учебных центров). Доступ к мировым информационным ресурсам, электронным библиотекам, базам данных и пр. не является исключительным преимуществом дистанционного обучения т.к. является преимуществом самого Интернета, используемого во всех, без исключения, программах МВА.
  2. Гибкая форма организации обучения. Обучающийся сам планирует время занятий и скорость прохождения материала, может самостоятельно выбрирать место обучения. Фиксированные сроки начала обучения отсутствуют, начинать обучение можно в любое время.
  3. К обучающемуся прикрепляется преподаватель-куратор, который в режиме переписки по электронной почте разъясняет непонятый материал.
  4. Лица, обладающим малым опытом (или не обладающим таковым) находятся в более комфорной обстановке, т.к. нет необходимости коммуницировать в среде профессионалов.
  5. Стоимость обучения на такой программе значительно ниже. Отсутствуют расходы на дорогу и проживание.
Недостатки дистанционного обучения - оборотная сторона его достоинств:
  1. В России на сегодняшний день не разработаны требования к дистанционным программам МВА, ссылка на которые содержится в п. 1.8. Гостребований. Поэтому аккредитация таких программ неправомочна.
  2. Обучающемуся необходимо обладать сильной волей (обучение никто не контролирует) и организованностью (умением правильно распределять свое время,систематическое изучение материала и выполнение контрольных и домашних работ).
  3. Отсутствие общения, активного обмена опытом и идеями с одногруппниками (не стоит переоценивать on-line общение на форумах в интернете), взаимная поддержка и т.д. часто приводит к тому, что обучающийся постпенно теряет интерес к обучению и не заканчивает его. Далеко не всегда доступным для обучающегося в его регионе оказывается тьютор, обладающий высокой квалификацией.
  4. Отсутствуют активные (очные) методы обучения, составляющие основу программ МВА: деловые игры, тренинги, мастер-классы, семинары, обсуждение кейсов и др.
  5. Очень трудно своевременно получать исчерпывающие и точные ответы на возникающие вопросы, как это делается при очном обучении.
  6. Технические проблемы быстрого доступа в интернет, актуальные для регионов.
  7. В случае обучения в западной бизнес-школе у обучающегося должно быть очень хорошее знание иностранного языка, т.к. выполнение контрольных заданий предполагает переработку очень большого объема информации за весьма ограниченное время (например, за сутки).

воскресенье, 26 августа 2012 г.

Второе высшее и МВА


Некоторые считают, что второе высшее образование и его программы отличаются большей фундаментальностью, чем программы дополнительного профессионального образования, к которым относятся, в частности, программы МВА.
С этим отчасти, можно согласиться, поскольку отечественная высшая школа сильна именно своей фундаментальностью (читай - теоретичностью). С практической составляющей высшего образования традиционно дело обстоит хуже. Поэтому программы МВА, которые государство почему-то считает аналогом магистратуры, выигрывают за счет практикоориентированного обучения.
Тем не менее, для некоторых слушателей получение второго диплома о высшем образовании является предпочтительным, поскольку некоторые работодатели ориентированы именно на «полновесный» диплом соискателей, а не диплом «о дополнительном к высшему образованию» - МВА.
Другой особенностью второго высшего является ригидность программ, заданная государственным образовательным стандартом. Т.е. содержание программы жестко регламентировано и любые изменения ( в т.ч., продиктованные самой жизнью) маловероятны. В случае с МВА у образовательных учреждений при создании учебных программ есть определенная свобода действий - Государственные требования по МВА не столь императивны. В этом есть смысл - бизнес все время меняется и бизнес-образование должно это отслеживать.
С нашей точки зрения, второе высшее в сфере экономики и менеджмента лучше получать не в фундаментально-классических ВУЗах у профессоров-теоретиков (при всем к ним уважении), а в школах бизнеса, поскольку там есть возможность учиться у преподавателей-практиков, ведущих занятия на программах МВА. Кроме того, сама атмосфера бизнес-школы, ориентированной на реальную экономику и бизнес, способствует  формированию более применимых знаний, умений и навыков.

четверг, 23 августа 2012 г.

Обучение на mini-MBA


Главное - программа mini-MBA НЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЯ к программе МВА и не является сокращенным вариантом МВА. Соответственно, программа mini-MBA не регулируется Государственными требованиями к программам МВА. Каждая бизнес-школа вкладывает в это понятие что-то свое, в итоге под общим брендом "mini-MBA" на образовательном рынке России можно встретить все, что угодно. Выпускники программы получают свидетельство о повышении квалификации или диплом о профпереподготовке, в зависимости от объема программы.
Путаница явилась следствием изначально некорректного позиционирования программы mini-MBA ее создателями и продвижением в течение нескольких лет, как "программы МВА, из которой исключено все лишнее".
В силу того, что нет регулирующих нормативных требований к такого рода программам, программа mini-MBA  в разных образовательных учреждениях может быть и ПРОГРАММОЙ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (продолжительность 200-300 ак.часов), и ПРОГРАММОЙ ПРОФПЕРЕПОДГОТОВКИ (продолжительность свыше 500 часов). 
Содержание программы mini-MBA обычно включает несколько модулей по основным бизнес-функциям: менеджмент, маркетинг, финансы, личная эффективность и лидерство, управление персоналом и др. Программы mini-MBA предлагают многие российские бизнес-школы.
Программа mini-MBA не идентифицируется за рубежом и не котируется там.
Программы mini-МВА  в российских бизнес школах.
Название программыПродолжит.Бизнес школаГородСтоимость,
тыс.руб.
Mini-МВА208 час.Русская школа управленияМосква,
Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург, Ижевск, Краснодар, Ставрополь, Красноярск, Сургут, Тюмень
 147
Mini-МВАМеждународная высшая школа бизнеса и компьтерных технологий МИРЭАМосква136
Mini-МВА"Инновационный маркетинг"510 час. (9 мес.)РЭУ им. Плеханова
Москва
Mini-МВАПроизводственный и операционный менеджмент500+МирбисМосква98
Mini-МВАМенеджмент гостеприимстваМирбисМосква160
Mini-МВА "Управление предприятием - школа мастерства в бизнесе"108 час.ВЭШ СПбГУЭФСанкт-Петербург
Mini-МВА250 час.Moscow Business SchoolМосква89
Mini-МВА - МаркетингМеждународная академия бизнесаМосква106
Mini-МВА - МенеджментМеждународная академия бизнесаМосква106
Mini-МВА - Финансовый менеджментМеждународная академия бизнесаМосква106
Mini-МВА - Управление операциями
Международная академия бизнесаМосква106
Mini-МВА - Управление персоналомМеждународная академия бизнесаМосква106
Mini-МBA Управление в маркетингеГосударственный институт повышения квалификации РГГУМосква85

воскресенье, 19 августа 2012 г.

Все о магистратуре


Магистратура представляет собой второй уровень подготовки специалистов по программе «4 + 2». В России магистратура появилась в 1993 году, но широкое распространение получила после присоединения России к Болонскому процессу в 2003 году. Обучение в магистратуре проходит в течение двух лет, по окончании защищается магистерская диссертация.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ

Сейчас в России можно получить степень магистра по следующим формам обучения:
  • очной (дневная);
  • очно-заочной (вечерняя, по будням);
  • заочной (с посещением один раз в неделю по выходным дням);
  • заочной классической (вызов на сессию два раза в год);
  • дистанционной (осуществляется в режиме on-line).

ПОПУЛЯРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ МАГИСТРАТУРЫ

Магистратура в отличие от специалитета позволяет кардинально сменить направление обучения. Другими словами, поступая в магистратуру, студент может выбрать абсолютно любое направление подготовки независимо от того, по какой специальности он окончил специалитет или бакалавриат. Таким образом, многие абитуриенты выбирают специальность магистратуры, чтобы дополнить уже полученное образование или кардинально изменить свою будущую профессию.
Наиболее популярными направлениями магистратуры являются:
  • психология;
  • реклама и PR (связи с общественностью);
  • экономика;
  • юриспруденция;
  • управление (персоналом, государственное и муниципальное);
  • менеджмент;
  • право;
  • педагогика;
  • журналистика;
  • лингвистика;
  • информатика;
  • дизайн;
  • финансы;
  • филология (иностранные языки).

СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ

Для поступления в магистратуру на бюджетную форму необходим дипломбакалавра или специалиста. В случае если поступающий уже имеет один диплом магистра, то на бюджетную форму он поступать не может. В 2011 году общее количество бюджетных мест в магистратуре во всех вузах страны – 53,4 тыс., в 2012-м – 62,2 тыс.
В случае обучения на контрактной основе в ведущих российских вузахстоимость года обучения может достигать 500 тыс. руб. Хотя есть и более дешевые варианты – от 45 тыс. руб. за год обучения (данные на 2012–2013учебный год).

МАГИСТРАТУРА ЗА РУБЕЖОМ

Наиболее популярные страны для получения образования в магистратуре: Германия, США, Чехия, Англия. Германия занимает первое место, так как образование там или бесплатное, или стоит символических денег (500 евро в год). При получении степени магистра за рубежом студенты имеют возможность получить гранты на обучение.

МАГИСТРАТУРА И БАКАЛАВРИАТ В СРАВНЕНИИ СО СПЕЦИАЛИТЕТОМ

Последние годы происходит постепенное замещение программ специалитета программами бакалавриата и магистратуры. Двухуровневая система имеет ряд преимуществ, основные из которых:
  • возможность окончить магистратуру и бакалавриат по разным специальностям;
  • получение диплома бакалавра уже через 4 года;
  • возможность поработать и набраться опыта после бакалавриата перед магистратурой.
    Основным недостатком магистратуры в России является ограниченное количество бюджетных мест.

    ПОСТУПЛЕНИЕ В МАГИСТРАТУРУ

    При поступлении в магистратуру отбор проходит по результатам спецэкзамена (по специальности) или по конкурсу портфолио. Кроме того, во многих вузах требуется сдать экзамен по иностранному языку или подтвердить наличие международного сертификата.

    пятница, 17 августа 2012 г.

    Летнее предложение на программы МВА от Высшей школы бизнеса ГУУ: скидки до 10%!

    Высшая школа бизнеса ГУУ объявляет о скидках на программы MBA до 10%*:

    МВА-Общий менеджмент 
    МВА-Корпоративное управление и корпоративные финансы 
    Модульная и вечерняя** - 441 тыс. руб.
    Модульная сокращенная*** - 345 тыс. руб. 

    МВА-Операционный менеджмент
    Модульная и вечерняя** - 225 тыс. руб.
    Модульная сокращенная*** - 187 тыс. руб. 

    МВА-Логистика и управление цепями поставок
    Модульная и вечерняя** - 441 тыс. руб. 

    МВА-Управление человеческими ресурсами
    Модульная и вечерняя** - 351 тыс. руб. 

    МВА/MBI-Информационный менеджмент
    Модульная и вечерняя** - 360 тыс. руб. 

    * Стоимость программ указана с учетом 10% скидки
    **Модульная-обучение проходит 1 раз в месяц (пятница, суббота, воскресение) с 10:00 до 19:20.
    Вечерняя-обучение проходит 3 раза в неделю: 2 будних дня и суббота.
    *** Для слушателей с оконченным экономическим образованием, продолжительность обучения 1,5 года. 

    Начало занятий: октябрь - ноябрь 2012 г. 

    среда, 15 августа 2012 г.

    Форсайт Российское бизнес-образование 2030 в ИБДА РАНХиГС

    Институтом бизнеса и делового администрирования при поддержке Российской ассоциации бизнес-образования, Российского управленческого Сообщества, интернет-портала E-xecutive.ru, 1 июля 2012 года была организована форсайт-сессия, направленная на построение «дорожной карты» развития бизнес-образования России на ближайшие двадцать лет. 

    Что такое форсайт? Этим термином (от английского foresight – «предвидение») – обозначается технология социального моделирования, используемая во всем мире в бизнесе, а так же в государственном управлении США, в странах Западной Европы и Японии. 

    Руководители и выпускники ведущих бизнес-школ России*, менеджеры российских и зарубежных компаний, государственные служащие и представители деловых СМИ дискутировали о трендах, которые будут главенствовать в индустрии в обозримом будущем, и о том, что они сулят бизнес-школе и ее слушателям. 

    В ходе форсайта участники искали ответы на вопросы:
    1. Кто? – Слушатель MBA-2020: кто он? Каковы его запросы?
    2. Что? – Чему должна учить бизнес-школа в условиях стремительных перемен в экономике?
    3. Как? – Как должен быть организован учебный процесс в условиях цифровой революции?
    4. Где? – Каково место бизнес-школы в условиях серьезных институциональных перемен в обществе? 

    Предвидение будущего в формате форсайта не позволяет разработать план действий, но идентифицирует те вероятные события, которые важно учитывать для принятия взвешенных решений в настоящем. Именно в этом видят главную ценность подобных мозговых штурмов участники, чья слаженная и эффективная работа стала возможной благодаря их заинтересованности, неравнодушию к будущему отрасли и, безусловно, профессионализму команды организаторов форсайта «Российское бизнес-образование 2030». 

    В работе форсайта участвовали выпускники, слушатели:
    • Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ, 
    • Международной школы бизнеса Финансового университета, 
    • Государственного университета управления,
    • Института мировой экономики и бизнеса РУДН. 

    понедельник, 13 августа 2012 г.

    Финансирование обучения


    Поступление на программу МВА – это важное решение, требующее значительных инвестиций. Если ваша цель – одна из ведущих школ мира, то вам придется потратить от $40 до 150 тыс. (сюда входит не только плата за обучение, но и накладные расходы).
    Самой главной проблемой на сегодняшний день остается, пожалуй, растущая стоимость обучения. В школах «высшего дивизиона» за последние шесть лет она выросла более чем на 55%. Темп ежегодного увеличения стоимости обучения составляет 4–7%. В среднем за каждый год обучения слушатели платят по $35 тыс. Общие же затраты гораздо выше. Учитывая то, что средний возраст абитуриента – 28 лет, а за плечами у него пять лет опыта работы, то, становясь слушателем МВА, он отказывается от ежегодного заработка в среднем равного $67 тыс.
    Не забывайте, что стоимость обучения при этом не включает в себя затраты на проживание, покупку литературы и студенческие сборы, что обходится в дополнительные $10–15 тыс. или еще больше. Такие школы, как нью-йоркская Columbia Business School и калифорнийская Stanford Graduate School of Business, рекомендуют неженатым слушателям планировать бюджет из расчета $70–73 тыс. в год. Также необходимо учесть, что при поступлении придется столкнуться с некоторым количеством небольших затрат, которые вместе складываются в ощутимую сумму. Они не компенсируются ни из одного источника финансовой помощи. Вам придется, например, потратить от $100 до 2000 на подготовку к экзамену в зависимости от того, пойдете ли вы на курсы или будете готовиться самостоятельно. Далее, сами экзамены (GMAT/GRE/LSAT/TOEFL) обойдутся в сумму от $300. Взнос при подаче заявления в школу – $100–400, он не будет возвращен вне зависимости от того, поступили вы или нет. Собеседование на кампусе (то есть билеты на самолет, оплата отеля и питания, накладные расходы) может обойтись вам в несколько тысяч долларов. После начала занятий вам придется тратить деньги на поездки домой и в другие города на встречи с работодателями.
    Европейские программы гораздо выгоднее американских в финансовом отношении, ведь в Европе в большинстве школ учатся не два, а один год. Но и здесь слушателю приходится столкнуться со значительными расходами.
    Как и в любом другом случае, требующем больших вложений, вы должны рассчитать, когда они окупятся. Как правило, обучение в лучших школах позволяет выпускникам увеличить свою заработную плату почти в два с половиной раза по сравнению с прежней.

    Стипендии и гранты

    Часто, чтобы привлечь одаренных кандидатов, бизнес-школы предоставляют на конкурсной основе стипендии и гранты. Иногда школы стремятся сделать потребителями образовательных услуг людей определенных профессий, этнических групп или жителей конкретных стран. Таким категориям студентов предлагаются льготные условия поступления и финансовая помощь.
    Для получения материальной поддержки необходимо заполнить специальные бланки заявления – аппликационные формы. Стоит заранее выяснить все условия и сроки подачи заявок на получение стипендии или гранта, чтобы не упустить эту возможность. В целом существует несколько категорий стипендий:
    • Стипендия как поощрение за неординарные способности, которые проявились в процессе поступления, сдачи теста GMAT или предыдущего обучения;
    • Гуманитарная стипендия абитуриентам, которым удалось доказать школе необходимость материальной поддержки;
    • Гуманитарная стипендия как благотворительная акция в отношении определенных социальных групп (этнические, религиозные и др.).

    Школьные стипендии и гранты формируются из средств разных источников. Иногда их выплачивают сами школы, но часто поддержку оказывают профессиональные ассоциации, федеральные службы или другие заинтересованные институты.
    У компании Sallie Mae есть специальный сайт WiredScholar.com, посвященный планированию учебы в колледже и поиску средств для оплаты обучения. На нем можно выяснить возможности получения стипендий, размер которых иногда достигает миллиона долларов. Сайт FastWeb.com позволяет создать собственный профиль и далее с его помощью искать варианты финансирования. Эта услуга предоставляется бесплатно.

    Кредиты

    Некоторые школы на определенных условиях предлагают своим студентам кредиты для оплаты обучения. Как правило, учебные заведения заключают специальные соглашения с банками, выдающими их. Условия получения кредита различаются. Обычно учитываются платежеспособность клиента, его возраст и профессиональный стаж. В большинстве ведущих зарубежных бизнес-школ кредиты на оплату обучения предоставляются и иностранным гражданам. Погашение займа начинается после завершения обучения и осуществляется, как правило, постепенно.
    Финансовую поддержку оказывают не только школы, но и другие организации: коммерческие компании, финансовые институты, благотворительные фонды, государственные учреждения.
    В большинстве ведущих западных бизнес-школ достаточным условием для получения займа является сам факт поступления. В других банк-партнер может отказать в ссуде, даже если студент принят. Кредитная организация, с которой сотрудничает школа, иногда требует гарантий поручителя.
    Самый крупный кредитор учащихся в США – Citibank. В его программе CitiAssist участвуют такие школы, как Wharton, Harvard, Carnegie Mellon и др. Bank of America реализует специальную программу для иностранных студентов (Stanford, Darden и др.). Ассоциация Sallie Mae также финансирует слушателей ведущих бизнес-школ, в том числе Duke и Columbia.
    Условия кредитования не в последнюю очередь зависят от репутации школы. Во многих учебных заведениях для получения кредита не требуются ни поручители, ни какие-либо другие гарантии.

    суббота, 11 августа 2012 г.

    Специфика обучения на программе МВА


    Кроме стандартных методов преподавания на программах МВА используются «активные» методы. Их цель – научить студента действовать в реальных деловых ситуациях. Наиболее известный из них – case-studies, так называемый метод кейсов, успешно применяемый в большинстве бизнес-школ.
    Специфика обучения на программах МВА заключается в сочетании стандартных и активных способов преподавания. Их соотношение зависит от предмета и особенностей школы. В десятку лучших бизнес-школ мира входят как учебные заведения, проводящие в основном лекции, так и школы, ориентированные на активные методы.
    Нельзя сказать, что один подход лучше другого. Выпускники школ обеих групп задают тон в бизнесе на пяти континентах.
    В последнее время многие представители бизнес-школ выделяют в специфике обучения долю soft skills. Сюда относится обучение лидерским качествам, работе в команде, этике бизнеса. В европейских школах такое направление приобретает все большее значение, в то время как в большинстве американских школ традиционно важнее академическое образование.

    четверг, 9 августа 2012 г.

    Диссертация без кандидата


    С нового учебного года аспирантам и докторантам на технических и естественнонаучных кафедрах поднимут стипендии до 6 тыс. и 10 тыс. руб. соответственно. Это последнее повышение: со следующего года Минобрнауки приступает к очередной реформе в рамках присоединения России к Болонскому процессу. Наша страна переходит на западную шкалу научных званий: «бакалавр – магистр – доктор».
    От аспирантуры, социальная значимость которой давно перевесила научную, будут отказываться. Молодые ученые почувствуют финансовые изменения с нового учебного года. Предыдущее повышение прошло год назад, когда стипендии всех аспирантов и докторантов составили 2,5 тыс. и 4 тыс. руб. соответственно. Теперь повышенные стипендии получат те, кто пишет диссертации по техническим и естественнонаучным специальностям, по дисциплинам, связанным с физикой, химией, биологией, генетикой, иммунологией и медициной, в частности с диагностикой лучевой болезни, анестезиологией, фтизиатрией, фармацевтикой.
    После того как в 2010 году был законодательно увеличен срок обучения в аспирантуре до четырех, а в ряде случаев и пяти лет, нынешнее увеличение стипендий – последнее «послабление» государства для аспирантов. Дальнейшего повышения или его распространения на гуманитарные специальности не планируется, сообщил «МН» источник в Минобрнауки. Более того, уже в 2013 году руководители образовательной отрасли готовы приступить к очередной реформе в рамках присоединения России к Болонскому процессу и фактически перейти на западную шкалу научных званий: «бакалавр – магистр – доктор», заявила «МН» руководитель Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина. Тем самым статус аспиранта и ученая степень кандидата наук будут упразднены.
    Революционных изменений в законопроект «Об образовании» в связи с этим вносить не стали – его принятие и так затянулось. 26 июля законопроект планируют утвердить на заседании правительства и отправить в Госдуму. «Изменения в законе, которые коснутся молодых ученых, есть, но непринципиальные. Докторантура вынесена из образовательного закона и будет внесена в закон «О науке». По окончании аспирантуры будет выдаваться диплом «исследователя» и присваиваться квалификация «преподаватель высшей школы».
    Сейчас аспирантура для многих возможность жить в общежитии в Москве или другом крупном городе или еще одна отсрочка от армии, считает Абанкина. Качество кандидатских диссертаций катастрофически падает, говорит директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства Татьяна Клячко. «Мы будем двигаться к объединению докторской и кандидатской степени по образцу PhD. Главная проблема не в форме, а в содержании. Если его нет, происходит имитация научной деятельности. Такие аспирантуры надо закрывать, перераспределяя бюджетные средства в пользу лучших», – считает Клячко. В первый год после окончания аспирантуры диссертацию защищают не более 35% аспирантов, во второй – еще около 5%, но до 50% количество защит так и не доходит, – подтвердили «МН» в президиуме Высшей аттестационной комиссии (ВАК). В Минобрнауки «МН» заявили, что экспертная работа по переходу на Болонскую систему ведется непрерывно, но о результатах пока говорить рано.

    вторник, 7 августа 2012 г.

    Государство обучит менеджеров за границей


    Управлять отечественной экономикой в Едином экономическом пространстве, куда входят Россия, Белоруссия и Казахстан, будут специально обученные кадры. За госсчет они пройдут стажировку в странах-партнерах, и это поможет менеджерам наладить работу своих предприятий на рынках соседей.
    А у руководителей инновационных компаний есть шанс повысить квалификацию в Сингапуре, рассказала «Российской газете» директор департамента экономики социального развития и приоритетных программ Минэкономразвития Галина Махакова.
    Уже известно, кто поедет учиться за границу?
    Галина Махакова: Пока мы только ведем переговоры с зарубежными коллегами о такой возможности. Конкурс на эти стажировки будет объявлен позже.
    Но они – лишь составная часть масштабной программы по подготовке управленческих кадров. В ее рамках заключены межправительственные соглашения по сотрудничеству с Германией, Францией, Японией, Нидерландами, Норвегией, Финляндией, США. Стажировки проводятся по наиболее востребованным направлениям развития экономики. Это химическая промышленность, энергоэффективность, малый и средний бизнес, медицина и фармацевтика, стратегические компьютерные технологии и другие. Результат зарубежных стажировок – повышение конкурентоспособности и эффективности работы российских предприятий, привлечение инвестиций, доступ к новым технологиям.
    – Много специалистов пользуется такой возможностью?
    Галина Махакова: Программа действует уже 15 лет. За это время более 73 тысяч специалистов прошли обучение, более 13 тысяч - стажировались за границей. Вузы для участия в программе отбираются на конкурсе. Обучение специалистов ведется в 102 учебных заведениях практически во всех регионах. Каждый участник программы может выбрать по своему желанию и вуз, и образовательную программу. С прошлого года, например, готовятся управленческие кадры в образовании и здравоохранении.
    – Стать участником программы может любой желающий?
    Галина Махакова: Чтобы попасть на подготовку, нужно, во-первых, получить рекомендацию организации, в которой специалист работает, и, во-вторых, пройти конкурсный отбор в регионе. Его проводят администрации регионов. Наиболее активно в программе участвуют Санкт-Петербург, Татарстан, Красноярский и Алтайский края, Москва, Астраханская, Кемеровская, Самарская области.
    – А что это дает регионам?
    Галина Махакова: Ежегодно выпускниками программы создаются примерно 400–450 новых предприятий, в том числе до 80 совместных проектов с зарубежными партнерами. Привлекаются иностранные инвестиции. В рамках программы оказывается поддержка развитию малого и среднего предпринимательства, около 70 процентов организаций, участвующих в ней, относятся к этой категории бизнеса. Общий экономический эффект от программы, по нашим оценкам, составляет более 4 миллиардов рублей в год. Программа – один из эффективных инструментов инновационного развития и модернизации экономики, улучшения инвестклимата в регионах.
    – Сами выпускники программы получают какие-то преимущества?
    Галина Махакова: Программа содействует профессиональному и карьерному росту молодых руководителей. Примерно четверть их них быстро продвигаются вверх по служебной лестнице, а 200–300 человек ежегодно переходят на работу в органы государственной власти и местного самоуправления.
    В ближайшее время может быть решен вопрос о финансировании лучших проектов выпускников программы за счет средств федерального бюджета, предусмотренных для поддержки малого и среднего предпринимательства.

    воскресенье, 5 августа 2012 г.

    Государственные требования к MBA


    1. Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)»
    1.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)» (далее – программа МВА) реализуется в соответствии с настоящими Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения указанной дополнительной квалификации (далее – Государственные требования).

    1.2. На программу МВА принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование (по любой специальности или направлению подготовки), подтвержденное документом государственного образца, и стаж практической работы не менее 2 лет.

    1.3. Обучение по программе МВА осуществляется с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от работы. Обучение, проводимое с отрывом от работы, должно продолжаться не менее 1,5 года, обучение, проводимое без отрыва или с частичным отрывом от работы – не менее 2 лет.

    1.4. Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)» при любой форме обучения составляет не менее 1800 часов академической трудоемкости, из них не менее 750 часов аудиторных занятий.

    1.5. Слушателям, освоившим программу MВA и успешно прошедшим итоговую государственную аттестацию, выдается диплом государственного образца о дополнительном (к высшему) образовании с присвоением дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)».

    1.6. Целью программы МВА является формирование профессиональных управляющих на основе усиления и развития предыдущего опыта работы в бизнесе и менеджменте, приобретения на продвинутом уровне новых знаний об организациях, действующих в современной деловой среде, выработке компетенций по их применению в различных, в том числе, не типичных, деловых ситуациях, формированию способности к управлению в условиях перманентных изменений и неопределенности.
    Указанное предусматривает подготовку слушателей к ролям лидеров и реформаторов в организациях; развитие у них стратегического мышления, предпринимательских навыков, способностей к инновациям; умение применять знания в области бизнеса и менеджмента к комплексным деловым проблемам в разных ситуациях; приобретение и развитие межличностных навыков работы в группах; способность к самоменеджменту, непрерывному обучению и личностному развитию.

    1.7. Преимущественной сферой профессиональной деятельности обладателей квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)» является управление организациями или их структурными подразделениями в любых отраслях бизнеса, предусматривающее самостоятельное решение управленческих задач комплексного, межфункционального, в том числе стратегического характера.

    1.8. Реализация программы МВА с использованием преимущественно дистанционных образовательных технологий регулируется отдельным документом.

    2. Требования к содержанию программы МВА
    2.1. Образовательное учреждение должно определить миссию (главную цель) программы МВА, учитывающую специфику программы МВА, характеристики групп слушателей и конечные результаты обучения в виде набора знаний, умений и навыков, доведенных до уровня компетенций, формирующих способности самостоятельно применять их в практических ситуациях управленческой деятельности.

    2.2. В процессе обучения слушатель должен приобрести необходимые для общего руководства организациями теоретические знания, умения и практические навыки как по общему менеджменту (целеполагание, принятие решений, планирование и контроль на операционном и стратегическом уровнях и т.п.), так и в отдельных дополняющих его функциональных и иных областях организационной деятельности.
    К указанным знаниям, умениям и практическим навыкам относятся:
    правовые, этические, экономические, социальные и другие внешние условия деятельности организации на национальном и глобальном уровне;
    концепции и процессы, относящиеся к производству и маркетингу товаров и/или услуг;
    финансирование предприятия, общее представление о бухгалтерском учете и управлении финансами;
    организационное поведение, корпоративная культура, управление персоналом, организационные коммуникации, нововведения и изменения;
    анализ статистических данных и понимание возможностей количественных методов для управления и обеспечения процессов принятия решений в организациях;
    информационные технологии с точки зрения их влияния на структуры и процессы в организации и деятельность менеджеров;
    политика и стратегия развития бизнеса;
    лидерство и предпринимательство;
    новые тенденции развития и подходы к бизнесу и менеджменту такие, как глобализация и международный бизнес, электронная коммерция, управление инновациями и знаниями, социальная ответственность бизнеса и другие;
    другие специфические управленческие знания и навыки, которые бизнес-школа определяет самостоятельно, исходя из своей миссии, отраслевой и научной специфики, особенностей контингента слушателей.

    2.3. Допускается функциональная и иная специализация в рамках программы MBA («MBA – маркетинг», «MBA – финансы», «MBA – международный бизнес», «МВА – производственный менеджмент» и т.п.) при условии выполнения требований по подготовке профессиональных управляющих общего профиля (менеджеров-дженералистов).
    Узкоспециализированные программы профессиональной переподготовки менеджеров (в области финансов, маркетинга, управления персоналом и т.п.) не относятся к категории MBA, если их учебно-тематические планы не обеспечивают сбалансированного изучения всех основных сторон управления организацией в комплексе в соответствии с пунктами 1.6. и 2.2. Государственных требований.

    2.4. Образовательным учреждением должны быть утверждены требования к слушателям, поступающим на обучение по программе МВА.

    2.5. Для каждой формы обучения образовательным учреждением:
    составляются отдельные учебный и учебно-тематический планы;
    определяются состав, последовательность и длительность изучаемых дисциплин и выполняемых практических работ;
    раскрывается тематика занятий и порядок их проведения по всем дисциплинам и их разделам.
    Для обеспечения достижения целей программы МВА состав дисциплин должен охватывать основные функциональные области менеджмента и обеспечивать высокую интеграцию отдельных дисциплин с позиций общего управления организацией, включать дисциплины интегративного (межфункционального) характера в области стратегии и политики бизнеса, организационных реструктуризаций и инноваций, международного бизнеса, работу над прикладными проектами, участие в деловых играх и тренингах, предусматривающих комплексные решения.

    2.6. В учебной программе каждой дисциплины должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органической увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми навыками, приводящими к приобретению слушателями необходимых компетенций менеджера общего профиля.
    Типовой перечень образовательных результатов по программе МВА в целом (типовая структура содержания программы МВА) приведен в приложении.

    2.7. Дисциплины программы МВА группируются по следующим циклам, отражающим взаимосвязанные стороны освоения научно-практического материала и выработки умений и навыков:

    2.7.1. Цикл «Научные основы бизнеса и менеджмента», объединяющий дисциплины (учебные курсы или их разделы) в области экономики, права, социальной психологии, финансов, количественных методов и статистики, информатики и др., дающие основу для понимания сущности бизнеса и его внешней среды.

    2.7.2. Цикл «Базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента», который объединяет дисциплины по менеджменту и стратегиям развития организации, составляющие основу профессионального подхода к решению проблем менеджмента организаций с дженералистских и функциональных позиций в стратегической перспективе.

    2.7.3. Цикл «Специальные дисциплины» (обязательные и по выбору), который объединяет дисциплины функциональной, отраслевой и иной специализации программы МВА и предусматривает углубленное рассмотрение наиболее важных аспектов бизнеса и менеджмента, исходя из специфики программы МВА и целевой группы слушателей. Цикл дает возможность учесть индивидуальные предпочтения слушателей с позиций их организационных и карьерных интересов.

    2.8. Изучение указанных циклов дисциплин должно осуществляться в программе МВА в совокупности не менее чем в течение 750 часов аудиторных занятий, при этом базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента и специальные дисциплины должны составлять в совокупности не менее 500 часов аудиторных занятий.

    Объем аудиторных занятий дисциплин по выбору (преимущественно углубляющих дисциплин специализации) не может составлять менее 100 часов на каждого слушателя.
    Исходя из целей программы МВА и контингента слушателей, пропорции между временем на изучение отдельных циклов могут изменяться по усмотрению образовательного учреждения в пределах 25%.

    2.9. Реализация компетентностного подхода в программе МВА предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков менеджера, адекватных целям программ МВА, в рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
    Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется миссией программы МВА, особенностью контингента слушателей и содержанием конкретных дисциплин, но в целом в учебном процессе по программе МВА они должны составлять не менее одной трети аудиторных занятий.

    2.10. В учебном процессе должен быть предусмотрен значительный объем индивидуальных и групповых заданий, направленных на формирование навыков и умений менеджера, посредством решения практических проблем на основе осуществления аналитической работы на примере действующей организации, выполнения прикладных проектов (в том числе, по материалам своего предприятия), написания выпускной квалификационной (аттестационной) работы, использования системы тьюторства (научно-практического руководства) и получения консультаций от специалистов-практиков, преподавателей с практическим опытом работы.

    2.11. Учебный план программы МВА должен предусматривать значительный объем внеаудиторной работы слушателей, обеспечивающий суммарную трудоемкость программы МВА не менее 1800 часов, в том числе не менее 750 часов аудиторных занятий.
    Часы внеаудиторной работа включаются в учебный план программы МВА при наличии оформленного методического обеспечения и обоснования времени, затрачиваемого на ее выполнение.

    2.12. В программе MBA должно сочетаться рассмотрение проблематики российского бизнеса и менеджмента и зарубежного опыта управления. Конкретное соотношение между отечественной и зарубежной проблематикой должно быть обосновано спецификой миссии программы МВА и контингента слушателей.

    2.13. Обладатель квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)» должен обладать знанием иностранного языка на уровне, достаточном для выполнения им своих профессиональных обязанностей.
    Образовательное учреждение самостоятельно определяет необходимость подготовки слушателей по иностранному языку, форму, объем занятий и программу обучения.
    Время подготовки по иностранному языку не включается в суммарную трудоемкость программы МВА и обязательный объем часов аудиторных занятий.

    3. Условия реализации программы МВА
    3.1. В образовательном учреждении, реализующем программу МВА, должны быть созданы соответствующие организационные, финансовые, кадровые и иные условия, позволяющие реально влиять на проведение программы МВА, четко определены полномочия и ответственность лиц, отвечающих за ее реализацию. Образовательное учреждение самостоятельно определяет уровни и порядок принятия решений по программе МВА на основе действующего законодательства.

    3.2. На программу МВА объявляется отдельный прием и проводится конкурсный отбор. Вступительные испытания являются обязательными. Образовательное учреждение самостоятельно определяет содержание, процедуру и форму вступительных испытаний.

    3.2. Обучение по программе МВА осуществляется на основе договоров об оплате образовательных услуг, заключаемых образовательным учреждением с физическими или юридическими лицами.
    Стоимость и условия оплаты образовательных услуг по программе МВА должны быть установлены до начала обучения, утверждены руководителем образовательного учреждения и включены в договор об оплате образовательных услуг.
    В случае перезачета дисциплин (в соответствии с пунктом 3.3.) стоимость образовательных услуг по программе МВА может быть снижена.

    3.3. В программе МВА возможно обучение по индивидуальным планам, главным образом, в части, которая касается специальных дисциплин и дисциплин по выбору.
    Образовательное учреждение имеет право перезачитывать слушателям программы МВА учебные дисциплины (в объеме не более 240 аудиторных часов), которые были освоены ими ранее при получении высшего профессионального образования или прохождении профессиональной переподготовки в этом же образовательном учреждении, а также по Президентской программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, что должно быть подтверждено документами государственного образца.
    Образовательное учреждение несет ответственность за обеспечение адекватного контроля соответствия перезачитываемых дисциплин требованиям программы МВА. При получении слушателем соответствующего образования ранее, чем за 5 лет до начала обучения по программе МВА, дополнительная аттестация перезачитываемых дисциплин в письменной форме является обязательной. Ее результаты должны храниться в личном деле слушателя.
    Решением ученого совета образовательного учреждения срок обучения по программе МВА для указанных выше категорий слушателей может сокращаться, при этом общий срок обучения по программе МВА не должен быть менее одного календарного года.

    3.4. Обучение по программе МВА должны осуществлять высококвалифицированные преподаватели.
    Не менее 60% из тех, кто участвует в реализации циклов «Научные основы бизнеса и менеджмента» и «Базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента», должны быть штатными преподавателями образовательного учреждения, иметь ученую степень и/или звание и стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет.
    К преподаванию цикла «Специальные дисциплины» должны преимущественно привлекаться руководители и специалисты, имеющие практический опыт работы в бизнесе или же опыт научных исследований и разработок в данной предметной сфере.

    3.5. По программе МВА в целом и по каждой дисциплине должен быть определен комплект обязательных и дополнительных учебно-методических материалов и гарантировано их наличие для всех обучающихся. Обязательные учебно-методические материалы входят в стоимость обучения.


    3.6. Набор на конкретную образовательную программу должен составлять не менее 20 человек. При большем наборе объединение групп в лекционные потоки численностью свыше 40 человек не должно охватывать более 20% аудиторных занятий. Высокий удельный вес (с учетом специфики дисциплин) должны составлять занятия в малых группах.

    3.7. Слушатели программы МВА должны иметь возможность оценивать содержание и уровень организации учебного процесса, а также работу отдельных преподавателей для своевременного анализа и внесения корректив в учебный процесс. По итогам обучения по каждому выпуску должна осуществляться оценка слушателями программы МВА в целом.

    3.8. В образовательном учреждении должна постоянно действовать система научно-методической оценки учебных курсов, контроля уровня преподавания, проводиться планомерная работа по формированию и повышению квалификационного уровня профессорско-преподавательского состава.

    3.9. Слушателям программы МВА предоставляется возможность практик и стажировок на отечественных и зарубежных предприятиях, что может быть включено в образовательную программу и входить в стоимость обучения (например, по обмену) или предлагаться на добровольной платной основе. Желающим должно быть также оказано содействие в продолжении обучения за рубежом.

    3.10. При реализации программы МВА предполагается обеспечение эффективного взаимодействия с ведущими менеджерами, в том числе с лицами, успешно освоившими программу МВА, с целью учета требований деловой практики и обеспечения обратной связи.

    3.11. Образовательное учреждение оценивает качество освоения программы МВА путем осуществления контроля знаний слушателей по каждой дисциплине учебного плана и проведения итоговой аттестации.

    3.12. Конкретные формы и процедуры промежуточного и итогового контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения слушателей до начала обучения. Контроль знаний по циклам «Научные основы бизнеса и менеджмента» и «Базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента» должен проводиться преимущественно в письменной форме.
    3.13. Итоговая государственная аттестация слушателя программы МВА является обязательной, осуществляется Государственной аттестационной комиссией после освоения программы МВА в целом и предназначена для определения практической и теоретической подготовки обладателя квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)» к выполнению профессиональных задач, установленных Государственными требованиями.
    Итоговая государственная аттестация включает в себя подготовку и публичную защиту выпускной квалификационной (аттестационной) работы, предусматривающей комплексное межфункциональное рассмотрение проблем управления предприятиями и организациями (тематика работы не может быть узко специализированной), и государственный квалификационный экзамен.
    Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает программу и формы проведения государственного квалификационного экзамена и требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной (аттестационной) работы (на основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).

    3.14. Образовательное учреждение осуществляет меры по содействию профессиональному и карьерному росту обладателям квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)», проводит ознакомление с базами данных о вакансиях, встречи с работодателями, организует презентации и ярмарки вакансий.
    В случае необходимости образовательное учреждение выдает обладателю квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)» характеристику-рекомендацию, адресованную работодателю, представляет его в соответствующих деловых кругах и базах данных.

    3.15. Материально-техническое обеспечение программы МВА должно, как минимум, соответствовать лицензионным требованиям по образовательным программам высшего профессионального образования и создавать условия для применения современных образовательных технологий в учебном процессе и для предоставления необходимых социальных услуг на время обучения.
    Должен быть гарантирован эффективный доступ в Интернет в учебных и библиотечных помещениях, включая электронные базы данных, содержащие наиболее распространенные профессиональные периодические издания.

    Приложение к Государственным требованиям

    Типовая структура содержания программы МВА

    Настоящая типовая структура содержания программы МВА конкретизирует общие требования к программе МВА с точки зрения ее принципиального содержания и должна быть принята за основу при разработке соответствующей образовательной программы, исходя из ее миссии, целей и задач, соответствующих специфике обучаемого контингента руководителей и специалистов.
    Общая структура программы МВА основана на п. 1.6. и разделе 2 Государственных требований и включает в себя:
    1. Тематические блоки программы МВА, соответствующие общепринятой концепции подготовки менеджеров–дженералистов.
    2. Циклы дисциплин по уровням научной, профессиональной и специальной подготовки.
    3. Интегративы – формы обучения действием, имеющие ясно выраженный межфункциональный характер.
    4. Формы и методы личностного и профессионального развития.
    Программа МВА в целом должна обеспечивать в любом из ее вариантов образовательные результаты, сформулированные ниже (Перечень А).
    Для разрабатываемых и реализуемых программ этот перечень должен быть конкретизирован. В квадрантах матрицы приведены примерные названия блоков дисциплин, соответствующих реализации сформулированных образовательных результатов по программе МВА в целом.
    Далее приводятся примерные образовательные результаты по каждому из блоков дисциплин (Перечень В), которые носят рекомендательный характер.
    При разработке соответствующей образовательной программы на данной основе целесообразно учитывать следующие моменты:
    формулировка образовательных результатов, в конечном счете, должна быть ориентирована на выработку компетенций менеджера-дженералиста соответствующего уровня и профиля, что должно подтверждаться адекватными формами контроля достижения этих результатов;
    между тематическими блоками, а также между циклами дисциплин не должно быть жестких границ, наоборот, поощряется освоение их проблематики на взаимоувязанной, межфункциональной основе;
    циклы дисциплин лишь в наиболее общем виде задают последовательность их изучения, на деле в любой из изучаемых дисциплин может присутствовать научная, общая профессиональная и специализированная прикладная компоненты;
    типовую тематику блоков дисциплин (квадранты матрицы) не следует рассматривать как обязательный перечень их названий. Образовательные результаты по каждому блоку могут быть достигнуты на основе изучения отдельной дисциплины, нескольких взаимоувязанных дисциплин или раздела в какой-либо комплексной (охватывающей несколько тематических блоков) дисциплине.
    Достижение образовательных результатов универсального характера может быть обеспечено в ходе изучения дисциплин, в полной мере учитывающих специфику конкретной сферы или объекта деятельности (отрасли, региона, компании разного размера, уровня в организационной иерархии, объявленной специализации программы МВА и т.п.);
    Допустимо широкое варьирование в составе и названиях конкретных дисциплин по тематическим блокам и циклам, а также в установлении пропорций в учебных и аудиторных часах на их изучение на усмотрение образовательного учреждения. Особенно это относится к специальным дисциплинам, объединенным, в частности, в приведенном примере такими названиями как «Финансовые технологии», «Управленческие технологии» и другие. Состав прикладных (отчасти и теоретических) дисциплин может быть расширен или сокращен, также как и аргументировано скорректированы образовательные результаты по блокам дисциплин в зависимости от миссии и специализации программы МВА, но без ущерба для достижения образовательных результатов по программе МВА в целом.
    Следует стремиться к тому, чтобы личностное и профессиональное развитие обеспечивалось всем процессом обучения, а не только (и не столько) специальными занятиями, тренингами по указанной тематике. Это повышает роль активных методов обучения во всех курсах.
    Аналогичным образом формы обучения интегративного характера, как правило, имеют множественные образовательные результаты, вносят вклад в достижение целей различных блоков дисциплин и должны занимать в программе МВА большое место.
    Важной целью обучения по программе МВА в российских школах бизнеса является позитивное воздействие на ценности и поведенческие установки слушателей, ориентиры для которого также приведены в настоящем приложении.
    Таким образом, образовательные программы в рамках данной типовой структуры могут и должны быть весьма разнообразными, но, вместе с тем, инвариантными по отношению к достижению общих образовательных результатов, соответствующих Государственным требованиям.


    Перечень А.

    Образовательные результаты.

    Программа МВА в целом.

    Тематические блоки программы МВА


    СБ Среда бизнеса
    Уметь выявлять важные для бизнеса влияния внешних по отношению к бизнес-организации экономических, политических, социальных и технологических факторов и учитывать их при решении практических проблем управления

    Ф Управление финансами
    Вырабатывать адекватные обстановке подходы к решению финансовых проблем и к выбору инструментов финансирования развития компании;
    Определять направления ведения бизнеса исходя из реалий финансового рынка и финансовых целей компании.

    M Менеджмент
    Понимать сущность управления бизнесом со стратегических позиций деятельности деловой организации в современной рыночной среде в условиях изменений, уметь интегрировать различные функциональные аспекты менеджмента, исходя из знания теории, современных исследований и требований практики;
    Быть способным выявлять и решать крупные проблемы управления людьми, ресурсами и знаниями в организациях на основе современных аналитических и информационных технологий, организовывать и возглавлять внедрение решений владеть подходами к повышению эффективности операций и бизнес-процессов.

    Ma Маркетинг
    Обладать пониманием значения маркетинга для ведения бизнеса и маркетинговым мышлением;
    Быть способным эффективно взаимодействовать с руководителями и специалистами маркетинговой службы на основе знания концепций и маркетинговых инструментов.

    МБ Международный бизнес и менеджмент
    Понимать значение глобализации бизнеса, уметь рассматривать проблемы ведения бизнеса и управления им с позиций конкуренции в международной среде;
    Иметь конкретное представление о содержании, формах, процессах внешнеэкономической деятельности на уровне, позволяющем участвовать в ней в качестве представителя организации и руководителя, принимающего решения.

    ЛП Личностное и профессиональное развитие
    Приобрести и развить в себе инструментальные, межличностные, системные компетенции, адекватные роли менеджера в организации, подготовленного по своим личностным качествам быть лидером, предпринимателем и реформатором, способным самостоятельно принимать решения и действовать в качестве руководителя организации или ее автономного подразделения.

    И Интегративы
    Приобрести способность интегрировать различные аспекты бизнеса и менеджмента в процессе выработки политики и стратегии развития бизнеса и организации в целом;
    Развить навык выработки комплексных межфункциональных решений, в том числе, на основе обучения действием.

    Ценности и поведенческие установки.
    Готовность и стремление выйти на новый уровень успешной карьеры в бизнесе и менеджменте, связанный с принятием на себя роли профессионального менеджера, лидера, возглавляющего деятельность на важных участках работы;
    Осознание принадлежности к передовому социальному слою российских менеджеров и предпринимателей, несущих ответственность за настоящее и будущее страны, за решение возникающих в экономике и обществе, в своем регионе проблем;
    Умение и стремление к достижению отличных результатов в управлении на основе реалистичной оценки ситуации в благоприятных и неблагоприятных условиях при изменениях в экономике, обществе и бизнесе;
    Приложение максимальных усилий для освоения профессиональных знаний и выработки навыков посредством обучения и накопления опыта, уверенное и быстрое определение того, как их применить на практике.

    Перечень Б.

    Конкретные образовательные результаты

    Блоки дисциплин (по однородной тематике)


    СБ Среда бизнеса
    I.СБ. Экономико-правовая среда бизнеса
    понимать значение макроэкономических факторов для деятельности компании, закономерности экономического поведения производителей и потребителей в условиях рынка, опираясь на знание экономической теории;
    ясно осознавать современные проблемы и перспективы социально-экономического развития России (и своего региона);
    усвоить юридические понятия и понимать механизм, регулирующий предпринимательскую и иную деятельность организаций в правовой системе РФ.

    II.СБ. Корпоративное управление
    сформировать современное понимание корпоративного управления, включая отношения собственников и менеджеров, взаимодействия бизнеса и общества и другие;
    воспринять концепции социальной и экологической ответственности бизнеса, выработать приверженность цивилизованным этическим нормам его ведения.

    III.СБ. Институциональные отношения
    уметь рассматривать экономику и бизнес с позиций общественных институтов и институциональных инструментов;
    уметь осознавать и оценивать влияние, которое институциональные отношения (собственности, слияний и поглощений, взаимоотношений государства и бизнеса и т.п.) оказывают на деятельность компании

    Ф Управление финансами
    I.Ф1. Финансово-кредитная система
    понимать и учитывать при управлении организациями устройство и принципы работы финансовых рынков, характер финансово-банковской, налоговой, бюджетной системы;
    понимать сущность и вырабатывать навыки отношений с финансово-кредитными организациями.

    I.Ф2. Бухгалтерский учет и финансовый анализ для менеджеров
    иметь ясное и конкретное представление о бухгалтерском (финансовом и управленческом) учете как о базе принятия управленческих решений;
    понимать содержание основных форм бухгалтерской (финансовой и управленческой) отчетности: баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и др.;
    уметь методически грамотно использовать финансовый анализ для обоснования текущих и стратегических управленческих решений.

    II.Ф3. Управление финансами фирмы
    понимать сущность базового инструментария финансового менеджмента, таких как: формулировка финансовых целей, оценка стоимости компании, инвестиционных проектов, методы финансирования компании и других;
    правильно интерпретировать влияние операций на финансовых рынках на стоимость компании;
    знать основы внутрифирменного бюджетирования и уметь грамотно применять их при принятии управленческих решений;
    уметь оценивать финансовые риски и владеть механизмами их нейтрализации.

    III.Ф4.Финансовые технологии
    Конкретизировать и углубить знания и навыки в области бухгалтерского учета, финансового анализа и финансового менеджмента для выработки компетенций, наиболее соответствующих своим задачам и карьерным предпочтениям с учетом предоставляемых возможностей (по выбору образовательного учреждения, а также слушателей), что включает:
    ознакомление с различными технологиями в области оптимизации структуры капитала корпорации, формирования ее инвестиционной и дивидендной политики;
    умение применять портфельный подход к финансовому управлению;
    овладение основными принципами принятия управленческих решений на основе
    оценки стоимости компании;
    использование инструментов и механизмов финансового рынка при взаимодействии с соответствующими подразделениями компании и внешними контрагентами;
    освоение специфики управления финансами в конкретных отраслях;
    другие возможности.
    M Менеджмент
    I.М1. Эволюция управленческой мысли, системный подход к управлению
    освоить основы теории менеджмента организаций, понимать различия теоретических школ и парадигм, уметь применять системный и ситуационный подходы для анализа и для решения практических проблем менеджмента.

    II.M2. Общий и операционный менеджмент
    понимать сущность и структуру процесса принятия управленческих решений и решения проблем;
    уметь ставить цели и задачи в бизнесе и менеджменте, определять показатели их достижения;
    иметь ясное понимание современных форм и методов планирования в организациях и сфер их применения, формирования организационных структур управления, управления персоналом, управления знаниями в условиях организационных изменений;
    овладеть основными знаниями и навыками использования количественных показателей, статистических методов и экономико-математических моделей обоснования решений в бизнес-ситуациях;
    освоить и применять основные концепции, методы, принципы эффективной организации операций, понимать значение, сущность и методы управления логистикой;
    развивать предпринимательство в современных условиях.

    II.M3. Стратегический менеджмент
    выработать навыки стратегического мышления, достичь знания основных положений теории, а также практики стратегического планирования и управления на уровне, позволяющем понять и обоснованно формулировать стратегию фирмы;
    уметь позиционировать фирму на рынке, выбирать целесообразные сферы ее бизнеса в настоящем и будущем, владеть основами формирования и удержания устойчивых конкурентных преимуществ и корневых компетенций фирмы;
    понимать и обеспечивать увязку стратегии с организационной структурой и другими элементами организационной системы, включая лидерство, персонал и организационную культуру

    III.M4.Управленческие технологии
    Конкретизировать и углубить знания и навыки в применении разнообразного инструментария управления организациями по следующим аспектам (по выбору образовательного учреждения и слушателей):
    уметь выбрать адекватные формы контроля и применять их в практической работе;
    быть ориентированным на повышение качества деятельности и владеть соответствующими концепциями и методами;
    более углубленно освоить разнообразный инструментарий и стратегического анализа и планирования в различных сферах его использования с учетом влияния рисков и неопределенностей;
    освоить методы построения бизнес-плана;
    овладеть подходами к совершенствованию управления на основе структуризации и реинжиниринга бизнес-процессов;
    овладеть основами прикладного инструментария для совершенствования конкретных функций управления организацией на уровне, позволяющем эффективно взаимодействовать со специалистами в конкретных областях;
    другие подходы и инструменты менеджмента организаций.

    Человек в организации
    I.M5. Организационное поведение
    понимать поведенческую, социокультурную, институциональную природу организаций и уметь учитывать эти аспекты в практике принятия и реализации управленческих решений;
    овладеть основами теории организационного поведения, включая мотивацию, лидерство, групповую динамику, управление конфликтами, организационные изменения и развитие и др., на уровне, позволяющем применять их в интеллектуальном процессе и в практической работе.

    II.M6. Система управление человеческими ресурсами
    быть способным организовывать, возглавлять и практически осуществлять управление человеческими ресурсами в организациях, включая планирование и организацию кадровой работы; формирование организационной культуры; управление конфликтами; осуществление организационных изменений и т.п.

    III.M7. Лидерство
    критически анализировать теории, конкретные модели, методы, приемы руководства и применять их для управления людьми в организации;
    понимать сущность лидерства и принимать на себя роль лидера.

    Управление информацией
    I.M8. Информационные системы и технологии
    понимать процесс, связанный с накоплением, организацией, запоминанием, обновлением, хранением данных и поиском информации (управление данными), включая технологии информационной безопасности;
    понимать природу информационных технологий и информационных систем и их роль в бизнесе.

    II.M9. Управление информацией и знаниями
    уметь формировать стратегию компании в области информационных технологий и информационных систем;
    освоить основы теории и прикладных форм управления знаниями.

    III.M10. Телекоммуникационные квалификации
    получить практические навыки по поиску и использованию информации для принятия решений, управлению данными, управлению созданием и эксплуатацией информационных систем;
    достичь высокой квалификации в пользовании компьютерной и офисной техникой;
    активно и эффективно пользоваться Интернетом для сбора информации, исследований, анализа, обоснования решений.

    Ma Маркетинг
    I.Ma. Общий маркетинг
    понять и осознать место, роль и сущность маркетинга в системе управления компанией на теоретическом и прикладном уровнях;
    выработать навыки маркетингового мышления и понимания процесса формирования маркетинго-ориентированной компании и маркетинговой деятельности.

    II.Ma. Управление маркетингом
    обладать способностью разработать, обосновать и организовать реализацию маркетинговых планов и программ в рамках стратегии развития компании на целевом рынке;
    уметь организовывать функцию маркетинга в компании.

    III.Ma. Маркетинговые технологии
    понимать специфику использования современных маркетинговых технологий на различных типах рынков и в различных сферах бизнеса;
    более углубленно ознакомиться с современными маркетинговыми технологиями (по выбору образовательного учреждения и слушателей) и овладеть навыками их использования в условиях реального рынка в целях эффективного взаимодействия со специалистами-маркетологами.

    МБ. Международный бизнес и менеджмент
    I.МБ. Международная среда бизнеса
    понимать характер, структуру, особенности международных экономических отношений и международной торговли, оценивать влияние этих факторов на свой бизнес;
    уметь ориентироваться в источниках международной информации и использовать ее при ведении бизнеса

    II.МБ. Внешнеэкономические отношения и деятельность
    ориентироваться в вопросах международной конкуренции и мировых товарных рынков как в целом, так и в своей отрасли;
    обладать способностью решать вопросы менеджмента внешнеэкономических операций с позиций организации в целом;
    овладеть принципами ценообразования, валютно-финансовых отношений в международной торговле и подходами к их применению на практике;
    понимать проблемы и деятельность на международных рынках интеллектуальной собственности.

    III.МБ. Технологии международного бизнеса
    Конкретизировать и углубить знания и навыки в области международного бизнеса по следующим аспектам (по выбору образовательного учреждения и слушателей)
    овладеть основами составления контрактов купли-продажи, защищающих юридические и финансовые интересы компании;
    ориентироваться в вопросах логистики и международных перевозок, таможенного регулирования, страхования внешнеторговых грузов, владеть техникой составления корреспонденции, в том числе, с иностранными партнерами;
    продемонстрировать умение выработать стратегию и тактику переговоров с иностранным партнером по согласованию условий конкретной международной сделки и использовать это на практике;
    другие аспекты.

    ЛП. Личностное и профессиональное развитие
    ЛП1. Профессиональные навыки менеджера
    развить в процессе прохождения программы МВА навыки обучения, работы с информацией, аналитических исследований и подготовки документов для целей организационного управления;
    приобрести понимание процесса переговоров и навыки их проведения;
    развить в себе качества лидера и реформатора, используя современные методы и опыт;
    понимать сущность предпринимательства и развивать в себе предпринимательское мышление и поведение;
    владеть эффективными бизнес-коммуникациями, умением говорить, слушать, применять различные методы и технические средства, повышающие эффективность коммуникаций;
    владеть методами общения с подчиненными и воздействия на них, начиная с приема на работу и заканчивая поведением в группе, мотивацией и управлением конфликтами;
    обладать знаниями и навыками командообразования и работы в команде;
    осознавать сущность и специфику процесса социализации в организациях, уметь интегрироваться в новый коллектив, обретать и поддерживать статус, адекватный своей роли;
    развивать в себе личностные качества (волю, решимость, чувство ответственности, поддержание физической формы и др.), требуемые руководителю.

    ЛП2. Программа развития карьеры
    быть способным определить перспективу своего карьерного роста и/или личные ориентиры достижения успеха в бизнесе;
    уметь составить личный карьерный план, определить потребности и задачи в обучении для его реализации, а затем выполнить эти задачи.

    ЛП3. Английский язык
    участвовать в профессиональном общении: при знакомстве, на переговорах и в бизнес-презентациях;
    понимать значение бизнес-терминологии в оригинале и грамотно использовать ее в работе с литературой, документами и в общении;
    активно использовать иностранные источники для самообучения (чтение).

    И. Интегративы.
    И1. Прикладные проекты
    быть способным (в команде или индивидуально) структуризовать и формально представить проблему в виде проекта, предназначенного для реализации;
    освоить и уметь применять (на начальном уровне) разнообразные инструменты и методы (включая программное обеспечение) управления проектами;
    ознакомиться с формами организации управления проектами, инициировать и возглавлять их практическое применение;
    овладеть на теоретико-методическом и практическом уровнях основами финансирования, материально-технического и кадрового обеспечения проектов (от планирования до реализации).
    И2. Консультирование
    понимать значение консультирования для управления и уметь работать с квалифицированными консультантами;
    овладеть на начальном уровне основами и приемами управленческого консультирования и использовать его для повышения эффективности своей работы.

    И3. Стажировки
    понимать культурное разнообразие управленческой среды и управленческих проблем, уметь приспосабливаться к их специфике;
    владеть основами понимания кросс-культурных различий и взаимоотношений;
    обладать способностью к обучению в международной среде.

    И4. Межфункциональные деловые игры
    понимать значение деловых игр как комплексного инструмента анализа и решения проблем бизнеса и управления и выработать навык участия в них, в том числе, на основе компьютерных симуляций, продуктивно их использовать для своего развития и для решения управленческих задач.

    И5. Аттестационный проект
    быть способным сформулировать и исследовать крупную организационную проблему стратегического характера;
    обладать знанием концепций и методов проведения исследований, навыками работы с научной литературой, использования статистики и баз данных, методов сбора релевантной информации, ее анализа и синтеза для выработки обоснованных решений проблем управления и применять их в конкретных ситуациях;
    обладать умением подготовки письменной работы и ее презентации как итога обучения по программе МВА.